ФУНКЦИЯ ПОМОЩНИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Спектр обязанностей помощника врача –стоматолога определяет врач. В настоящее время существует 2 типа деятельности ассистентов:
Первый тип включает только около врачебную деятельность, когда помощник врача-стоматолога готовит к работе стоматологическое оборудование и приборы.
Отвечает за готовность кабинета к работе, наличие и стерильность инструментов, рациональное размещение материалов и вспомогательных средств на рабочем месте.
При этом, помощник врача-стоматолога должен знать специфику применения стоматологических инструментов и материалов, строго соблюдать последовательность технологических этапов, быстро, четко и правильно подавать инструменты, препараты и материалы врачу.
Второй тип деятельности ассистента врача-стоматолога связан с частичным выполнением врачебных действий.
При первичном осмотре помощник помогает врачу выполнять диагностические, профилактические и лечебные действия, используя вспомогательные приспособления и приборы.
Помогает вовремя заметить изменения общего состояния организма пациента. При стоматологических лечебных операциях открывает обзор рабочего поля врачу, защищает слизистую оболочку и другие ткани полости рта от повреждения, отводя щеки, губы, язык. Убирает отсосом (аспиратором) аэрозоли, содержащие микробы. Кроме того, он постоянно поддерживает чистоту в полости рта пациента. Оказывает помощь при подборе цвета пломбировочных материалов при реставрации зубов. В проведении асептической обработки кариозной полости. Помогает относительно (с помощью валиков) или абсолютно (с помощью коффердама) изолировать зуб.
Помогает соблюдать тщательность и последовательность технологических этапов эндодонтической обработки корневых каналов, заполнения их пломбировочным материалом, лечения осложненных и не осложненных форм кариеса зубов.

Принцип работы в четыре руки

Помощник врача стоматолога-это специалист со средним медицинским образованием, имеющий специальную подготовку к выполнению ограниченного и строго определенного ряда процедур в полости рта.
Основные задачи принципа работы в «четыре руки»:

Преимущества технологии работы в «четыре руки»

Во время работы наиболее выгодной принята сидячая позиция врача. Основная суть сидячей работы – это нахождение сбалансированной позы, за счет приложения усилий, веса тела. Однако часто во время работы врача происходит перемещение центра тяжести тела вправо, что приводит к нарушению координации позвоночного столба, к изменениям не только в межпозвоночных дисках, околовертебральных мышцах, но и в нервных волокнах внутренних органов.
Рекомендуются несколько позиций врача, помощника и пациента.
Обобщающей рекомендацией ВОЗ является применение горизонтальной позиции пациента. Не рекомендуется лечить в лежачем положении беременных женщин, пожилых людей, пациентов, имеющих проблемы с позвоночником и заболеваниями дыхательных путей.
Угол горизонтального положения кресла не должен превышать 20-25º. Причем, при лечении зубов нижней челюсти угол должен приближаться к 25º, при лечении зубов верхней челюсти 5-10º.
Стоматолог сидит непосредственно за головой пациента в положении «8-12 часов» на абстрактном циферблате. Ноги пациента находятся в положении «6 часов», по центру туловища проходит воображаемая ось.
Успешная работа врача- стоматолога в целом, определяется помощником врача- стоматолога. Длительное малоподвижное состояние врача в период работы может вызвать различные функциональные нарушения организма. Присутствие помощника способствует правильной посадке врача, устраняет причину его утомления. Стопы врача должны стоять на полу, угол голеностопного сустава должен составлять 90°, угол согнутого коленного сустава от 90° до 105°. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача.
Локти врача должны быть на высоте головы пациента и всегда находиться как можно ближе к телу, в противном случае увеличивается нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей. Руки врача всегда зафиксированы: левая рука опирается на голову или лоб пациента, правая имеет тоску опоры в ротовой полости.
Наклон тела врача вперед может составлять не более 20°. Наклон головы определяется по положению франкфуртской горизонтали оператора (линии, соединяющей край глазницы с козелковой точкой). Угол между ней и полом должен составлять 45°.
В огромной степени помощник обеспечивает правильное восприятие рабочего пространства врачом. В восприятии пространства для врача исключительно важным элементом является умение соблюдать расстояние до зуба и рабочих на нем поверхностей. Расстояние между глазами врача и лицом пациента должно составлять примерно 40-50 см. Быстрая и четкая работа помощника врача- стоматолога обеспечивает непрерывный контроль над рабочим полем и сводит к минимуму количество самостоятельных поворотов головы врача, снижая тем самым нагрузку на шейные отделы позвоночника.
В положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно находиться в левой руке, которая опирается на лоб пациента. Ели врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову пациента следует поворачивать так, чтобы видеть эти поверхности напрямую.
В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и на всем нижнем ряду.
В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа, а с зеркалом –справа на верхней челюсти.
В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.
Помощник располагается в позиции «от 2 до 5 часов». Рабочий стол ассистента располагается от его правой руки. Стул ассистента необходимо отрегулировать таким образом, чтобы стопы располагались на ножной опоре, угол сгиба в коленных суставах приближался к 90°, бедра были параллельно полу, а сам ассистент находился на 10-15 см выше уровня врача, что обеспечивает ассистенту удобный обзор операционного поля. Шея и спина должны быть выпрямлены. Опорный барьер стула должен располагаться ниже уровня ребер ассистента.
Между «5 и 8 часами» находится зона передачи инструментов специальными приемами захвата. Передача инструментов является наиболее важной обязанностью помощника врача-стоматолога. Первыми используются зонд и стоматологическое зеркало. Эти инструменты берутся с лотка и вкладываются в руки врача в самом начале приема. Руки врача располагаются в рабочей зоне так, чтобы получить зонд и зеркало. В процессе работы врач говорит, какой инструмент ему необходим. Помощник берет требуемый инструмент с лотка, принимает от врача зонд и передает ему новый инструмент. Помощник должен предвидеть потребности врача и подавать инструменты четко, экономя время и движения. При передаче инструментов помощник должен быть бдительным и осторожным, чтобы не уронить инструмент.

Правила передачи инструментов

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ПРИ ПРИЕМЕ ПАЦИЕНТА

Подготовка рабочего места

Прежде, чем пригласить пациента в кабинет, необходимо тщательно подготовиться к приему. В кабинете должна быть идеальная чистота, аккуратно разложены приборы. Ничего лишнего, особенно вещей личного пользования.
1. Отрегулируйте высоту своего стула.
2. Все поверхности, которые в процессе работы будете касаться Вы или врач, изолируйте одноразовым покрытиями.
3. Инструменты приготовьте заранее: для осмотра- в упакованном виде на рабочем столике. Для лечения инструменты подготавливаются заранее в том случае, если известны предстоящие манипуляции.

Приветствие пациента

1. Убедитесь в опрятности своего внешнего вида, пригласите пациента.
2. Входить в приемную надо с открытым лицом (без маски) без перчаток.
3. Пациента называйте только по имени отчеству.
4. Представьтесь пациенту.
5. Проводите пациента в кабинет врача.

Размещение пациента

1. Попросите пациента сесть в стоматологическое кресло.
2. Опустите подлокотник кресла.
3. Узнайте о самочувствии пациента. При необходимости измерьте артериальное давление, пульс, температуру тела.
4. Подготовьте имеющиеся рентгенограммы (они должны быть изготовлены не позже 6 месяцев назад), а также результаты других дополнительных методов обследования.

Подготовка пациента к лечению

1. Дайте пациенту защитные очки.
2. Наденьте на пациента салфетку, закрепив ее вокруг шеи.
3. Если у пациента имеются съемные протезы, попросите снять их в чистую стоматологическую кювету, бумажный стакан или салфетку.
4. Налейте бактерицидный раствор для полоскания полости рта в чистый стакан. Попросите пациента интенсивно прополоскать рот два раза по 25 секунд.
5. Дайте пациенту салфетку, чтобы вытереть рот.
6. Проконсультируйте пациента относительно предстоящего изменения стоматологического кресла.
7. Отрегулируйте высоту и угол наклона подголовника.

Действия после прихода врача

1. Нажатием на кнопки кресла уложите пациента в горизонтальное положение:

2. Направьте стоматологический светильник сначала на область живота пациента. После включения перемещайте свет в район нижней трети лица пациента.
3. Подготовьтесь к лечению: обработайте руки, наденьте очки. Маску и перчатки непосредственно перед пациентом.

Действия во время лечебных процедур

1. Обеспечивайте врачу беспрепятственный доступ и хороший обзор ротовой полости пациента. Для этого:

Подавайте врачу инструменты, лекарственные препараты, пломбировочный материал в «зоне передачи».

Действия после окончания лечения

1. Выключите свет и отведите светильник.
2. Верните кресло в вертикальное положение.
3. Снимите с пациента защитные очки и салфетку.
4. Снимите свою маску.
5. Дайте пациенту послеоперационные рекомендации и, если необходимо, рекомендации по гигиене полости рта.
6. Поднимите подлокотник кресла, чтобы выпустить пациента.
7. Проводите пациента в приемную, помогите одеться и пожелайте всего доброго.
8. Вернитесь в кабинет, проверьте наличие записи врача в истории болезни, вложите рентгеновские снимки и данные других исследований.
9. Приступите к обработке инструментария и подготовке к приему нового пациента.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРАКТИКИ

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

а) индекс гигиены по Федорову-Володкиной;
б) индекс гигиены по Грину-Вермильону;

Hosted by uCoz